Интервью с Владыкой Венедиктом митрополитом Гриин – Байским

«В главном - единство, в прочем свобода, во всем любовь!» - эти слова блаженного Августина, касающиеся принципов устройства Христианской Церкви, Владыка Венедикт митрополит Гриин – Байский повторяет с особым удовольствием, поскольку они абсолютно совпадают с его личными внутренними убеждениями. Дело в том, что имея «в главном единство» с другими представителями православной церкви, «в прочем» Владыка действительно пользуется свободой, чем сильно отличается от своих коллег. В наше время он стал первым священнослужителем, который, находясь в лоне православной церкви, открыто сотрудничает с целителями.
Более того, Владыка изучает такие эзотерические науки, как космоэнергетика, ясновидение, развивая собственные «паронормальные» или сверхъестественные, как их принято называть, способности. При этом ничего «сверхъестественного» в этом не находит, будучи уверен, что, сотворив Адама и Еву, Творец вложил в них великое множество умений, талантов и способностей, которые в дальнейшем были утрачены их потомками, то есть нашей цивилизацией. А значит, возрождая в себе изначально заложенные возможности, мы способствуем замыслу Создателя, мечтавшего видеть своих детей совершенными!
Размышления об отношениях религии и эзотерики такого неординарного человека, как Владыка Венедикт, заслуживают того, чтобы быть высказанными вслух.

— Владыка, расскажите, как христианская доктрина относится к целительству, что на сей счет говорит Библия?

- 2000 лет назад в одну из суббот Христос Спаситель исцелил человека. Большего преступления на тот момент и придумать было невозможно. Ведь суббота у иудеев - священный день покоя, когда запрещено любое действие, и нарушивший эту заповедь автоматически становился преступником. Современные верующие иудеи в субботу даже кнопку лифта не нажимают! А тут такое серьезное действие! Конечно тут же все люди, считавшие себя праведными, принялись возмущаться, а Христос спросил: «Что лучше – погубить человека или спасти человека?» И наблюдая всеобщее замешательство, сам же ответил: «Не человек для субботы, а суббота для человека!» Этот принцип человеколюбия Христос ставит во главу угла, а значит и церковь и каждый, кто считает себя христианином, должны ему следовать. Я считаю, что если человек болен, и ему может помочь народный целитель, применив средства, которые не под силу обычной медицине, это совершенно замечательно!
Апостол Павел в одном из своих посланий говорит, что каждому из нас Господь дает различные дары – кому-то достанется пророческий дар, кому-то дар исцеления... Исцелениями славился апостол Петр. Первое исцеление совершено им на 50-й день после Воскресения Христова. Когда апостолы Петр и Иоанн проходили у Овечьих ворот в Иерусалиме, хромой человек стал просить у них милостыню. Петр сказал: «Серебра и золота у меня нет, но во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи!» И этот человек действительно стал ходить, прославляя Бога. Петр очень много исцелял, и даже сама тень его, или повязка с его головы исцеляли! Он был казнен в Риме, недавно его мощи, находившиеся все это время в соборе святого Петра, были официально признаны. Но люди и до этого, с давних пор приходили сюда в поисках исцеления. В гробу были просверлены отверстия, куда опускали платочки и ленты, которые потом носили на себе, получая исцеление от Петра. Иисус сказал апостолам «Болящих исцеляйте, прокаженных очищайте!» И каждый из них занимался этим каждый день. Таким образом людям наглядно демонстрировалась сила христианской веры. И точно так же поступали до Иисуса! Вспомните, что сделал пророк Илья? Он поспорил с жрецами Ваала, кого из них слышит Бог. Собралось неимоверное количество этих жрецов, они принародно положили на жертвенник дрова, тельца, и весь день кричали «Ваале! Ваале!» Но ничего не произошло. Тогда настала очередь Ильи, он сказал: а вы принесите воду, облейте дрова… Что и было сделано. После чего Илья воззвал к Господу, с неба сошел огонь и полностью все испепелил! Жрецы были в шоке. Тогда Илья взял нож и с помощью собравшегося народа их всех перерезал. Таким образом, в соответствии с жестокими нравами того времени, было продемонстрировано, кто прав, кто не прав. Голословным утверждениям жрецов Илья противопоставил реальное чудо! А Моисей когда источил воду из камня… Народ стал роптать, мол, в Египте, несмотря на то что нас преследовали, мяса было сколько угодно, вода… Лучше б никуда не ходили! Тогда Моисей ударил жезлом, и пошла вода! Но она была горькая… Тогда он вложил посох, и вода стала нормальной, пригодной для питья. Больше вопросов не возникало. Люди раз и навсегда поняли, что он является глашатаем Бога! Так же, демонстрируя Силу Создателя, поступали и Иисус, его последователи апостолы, и известные нам многочисленные святые. — Между деяниями Иисуса и апостолов и возникновением официального христианства, как религии, а так же появления окончательного варианта Библии прошло значительное время. И только через 1000 лет после библейских событий христианство, как официальная религия, пришло на территорию Древней Руси. Как в самом начале своего существования относилась к чудесным исцелениям православная церковь? Надо сказать, древняя православная церковь находилась в полном согласии с христианскими первоисточниками, поэтому при каждом храме имелся и свой целитель и экзорцист – человек, изгоняющий нечистых духов. Эта традиция продержалась вплоть до 5 века, далее она то угасала, то снова возрождалась, и в последний раз пышно «расцвела» в Киеве в 17 веке. Чему свидетельством является требник Петра Могилы – киевского митрополита, который целенаправленно возрождал древнюю традицию. Требник – богослужебная книга, по которой справляют так называемые «требы», то есть «надобности». К надобностям относятся крещение, венчание, освящение воды, колоколов, дома и так далее. Кроме того в требник были включены молитвы экзорцизма. Он был издан в 1646 году, а в наши дни переиздан и снова введен в употребление. Поэтому когда некоторые священнослужители начинают восставать против экзорцизма, ругать его, они фактически ругают митрополита Петра Могилу. А он святой, канонизированный церковью, его все почитают. — Экзорцизм это единственный священнический чин, куда сегодня допускаются женщины.. Так было всегда? Вообще то ни в Библии, ни в древней церкви роль женщин в социуме никогда не принижалась… Начнем с того, что Христос сперва явился женщинам, которые пошли и всем о нем рассказали.. Если бы это были существа менее достойные, нежели мужчины, вряд ли они удостоились бы такой чести. А если говорить об официальных должностях, которые может занять женщина в рамках Православной Церкви… В древности существовал чин диаконисс. В начале 20 века его возродила великая княгиня Елизавета Федоровна святая преподобно мученица, приняв его в Марфо-Мариинской обители. Чем занималась диакониса? Делами милосердия, помощью людям, собственно чем и должен заниматься всякий достойный христианин. И конечно в наше время в монастырях для женщин, избравших монашеский путь, по прежнему существует чин игумении. Сначала они проходят послушание, потом принимают постриг, становятся инокинями, потом монахинями, дальше можно дослужиться до игуменьи… И кстати, женщин, так же как и мужчин, канонизируют, причисляют к лику святых и преподобных.. Так что никакой особой дискриминации…

— Открыто вставая на сторону целителей, вы тем самым входите в конфликт с церковью, противопоставляете себя ей?

- Знаете чем православие очень выгодно отличается от всех других конфессий? Если мы возьмем римский католицизм, то там что ни правило, то канон. И все противоречащее канону является ересью. А в православной церкви есть такое понятие, как теолагумен – частное богословское мнение. Что для меня является обязательным, как для православного христианина? Это понятия, которые изложены в Символе Веры, о том, что Христос есть Бог, что Бог един в трех лицах, что он воплотился 2 тысячи лет назад при Понтии Пилате от Богородицы Девы, Что Дух Святой исходит от Бога Отца, что мы православные христиане принимаем идею крещения во оставлении грехов, ждем воскресения мертвых и жизни будущего века… Вот и все, во что я обязан верить, как православный христианин. В остальном я имею право на собственное мнение. Церковь - это не тюрьма, это мистическое тело Христово. Или, как сказал апостол Павел, столп и утверждение истины. А истина в церкви – это Христос! Все!!. Тот же апостол Павел сказал: «Подобает между вами быть разномыслию, да выяснится искуснейший!» А блаженный Августин определил христианское согласие так: «В главном - единство, в прочем свобода, во всем любовь!» Это нормально, если мы объединены христианской любовью, но у нас разные мнения! Давайте сядем за стол, все обсудим , поговорим! Но у некоторых людей есть тенденция к «окатоличиванию» церкви, они сами не понимают, что становятся на католическую платформу, стараясь все задогматизировать. На самом деле в православии таких ограничений нет! Древняя церковь их вообще не знала! На семи Вселенский Соборах были выяснены все богословские нюансы, что есть истина, что ересь, и Соборов этих не было более тысячи лет. А пока Собор не рассмотрит ту или иную точку зрения, и не назовет ее ересью, я имею на нее моральное право как на частное богословское мнение.

— А не кажется вам, что негативное отношение к целительству по масштабам выходит за рамки «частных мнений», это скорее «политический» курс церкви.

- Действительно, некоторые церковные руководители выступают против экстрасенсорики, это ревность конечно… Ревность, что кто то обладает способностями. Они считают, что имеют патент на истину, раз они священники… И все, кто не принадлежит к Московской патриархии, являются отступниками, колдунами.. Были ведь и другие священнослужители, ну вспомним святого праведного Иоанна Кронштадского, так он был настоящим экстрасенсом! И многие его приемы чисто экстрасенсорные. Он массу людей вылечил. Я не говорю ереси, называя батюшку Иоанн Кронштадского экстрасенсом, я просто не влагаю в это понятие ничего лишнего! Экстрасенс, в переводе, «сверхчувствительный», вот и все! А то, когда речь заходит о целительстве, многие священнослужители сразу заявляют, что это все от беса, от лукавого. Но во-первых, человечество очень мало знает об области таинственного.. В Библии Господь открывает нам ровно столько, сколько полезно знать, сколько нужно для нашего спасения и ничуть не больше. Но это не значит, что больше ничего и нет! Как сказано у Шекспира: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!» Ведь первым людям - Адаму и Еве Господь дал очень многое, но после грехопадения они и их потомки стали терять изначальные дарования. И то, что сегодня у кого-то открываются нетипичные для большинства «сверхспособности» - это не что иное, как припоминание об изначальных дарованиях и талантах, отпущенных Создателем человечеству.

— А какие из этих способностей вы в себе обнаружили? И вообще, как пришли к идее развивать «сверхчувствительность»?

- Я уверен, что это Господь меня привел, потому что случайностей в жизни вообще не бывает, тем более православный человек не склонен верить в случайности. Вообще каждый нормальный человек всю жизнь учится. И Петр Великий носил перстень с надписью «Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую», то есть «Я ученик, ищу учителей». Нормально когда человек учится. Я доктор богословия, но почему бы не шагнуть дальше, не обратиться к сфере таинственного и не пополнить багаж знаний?

— А что конкретно вы проходите? Ясновидение, целительство, Рейки, Космоэнергетику?.

- Я хотел бы по мере возможности освоить все эти направления. Пока занимаюсь изучением ясновидения, Космоэнергетики, то, что мне особенно близко...

— Как относятся к этому ваши коллеги по церкви?

- У нас есть такая тенденция - совершенно не имея знаний о каком то предмете, делать выводы и огульно утверждать, что это плохо, неправильно.. И это касается не только священнослужителей. Если заговорить, допустим, про Космоэнергетику, обязательно кто-то недовольную мину скорчит. А спроси его: «Что вы знаете про Космоэнергетику?» «Да, в обще-то ничего, знаю только, что это что-то бесовское!» Такая дремучая позиция весьма характерна для многих священников, это сильно мешает дальнейшей эволюции души и сознания.

— Как вышло, что вы заняли иную позицию?

- Опять таки, я уверен, что это Господь захотел, чтобы я сблизился с хартией целителей, людей, обладающих незаурядными способностями. С некоторых пор я сотрудничаю с ассоциацией Якова Григорьевича Гальперина, являюсь духовником целителей Российской Федерации. Сейчас под Казанью мы строим храм в честь святого преподобного Агапита Печерского, великого целителя. Это будет храм для целителей. В большинстве своем священники отвергают их на приходах, лишают исповеди, причастия… Хочешь получить все это – умолчи! Но это уже лукавство, это нехорошо… Мы будем проводить для целителей требы, крещения, венчания, чтобы они нормально, полноценно себя ощущали и как христиане, прихожане. Наши двери будут всегда открыты для людей. Мы одобряем, если целители будут проводить в храме свои практики, исцелять… Я считаю, что надо целительские ряды смыкать, очень много противников у этого движения, много завистников.

— Кто был самым мощным целителем из святых, канонизированных церковью?

- Их много. Преподобные Серафим Саровский и Агапит Печерский, св. врачи безмездники Кир и Иоанн, великомученик Пантелеймон целитель, Мокий и Аникита, Фалалей и Трифон, Иоанн Кронштадский… Блаженная Ксения Петербуржская, великомученицы Екатерина и Варвара… Кроме того мощи всех святых имеют способность исцелять. Известны исцеления от раки Александра Невского…

— Хотя при жизни и неизвестны факты того, чтобы он исцелял…

- Это ничего не значит. Иоанн Креститель, чьи мощи чтут, как величайшую святыню во всем мире – единственный из библейских святых, кто при жизни ни разу не совершал никаких чудес.

— Он не владел ясновидением, даром исцеления и прочими способностями?

- Ну конечно же он все это имел! Иоанн Креститель рано потерял родителей и с детства жил в пустыне с отшельниками – мудрецами, духовно просвященными людьми, так что и не будучи столь выдающейся личностью, научился бы подобным вещам... Иоанна называют ангелом пустыни, на иконах его изображают с крыльями, как архангелов… Конечно он владел всеми способностями. Но это не было его миссией! Однако же по сей день его мощи творят чудеса… Кстати, Александра Невского церковь канонизировала именно когда от его мощей стали происходить чудеса. Вообще Александр Невский скончался в схиме, в монашеском образе, и до Петра Первого в иконописи его всегда изображали только в монашеской одежде. Петр повелел – князя писать в воинских доспехах, а в иноческом образе не писать! И сделал его покровителем своей новой столицы, перенес мощи в Санкт Петербург… А до того его писали и знали как монаха Александра Невского, и с удивлением люди открывали для себя, что он был еще и великим князем…

— А Дева Мария при жизни была наделена целительским даром?

- Факты таких исцелений при ее жизни в Библии не встречаются. Богородица всегда очень скромно себя вела... Чудо, которое она явила миру – это ее Сын, Христос, в его рождении и состояла ее миссия. А что касается исцелений, то, как и в случае с Иоанном Крестителем, наверняка могла, но не делала этого. Теперь же исцеляют ее иконы, храмы…

— От икон исходит некая мощная энергия, помогающая верующим, некоторые иконы мироточат, их считают «чудотворными». Люди издалека едут, чтобы поклониться этим святым ликам. Сталкивались вы с чудесами, происходящими от икон?

- Самое поразительное, что чудеса могут исходить не только от икон, но и от любых изображений святых! Приведу пример. Год назад я побывал в Екатеринбурге и в церковной лавке Храма, построенного на месте Ипатьевского дома, где была расстреляна семья императора Николая Второго, купил большой фотоальбом «Венценосная семья». На обложке фотография. Я привез ее к себе домой, в Казань, положил на стол, и отправился по делам.. Вернувшись, глазам своим не верю: фотография вся была покрыта мирром! Я просто опешил, поймите, это была не икона «Святые царственные страстотерпцы», не репродукция с нее, а обычная светская фотография! И лежала она ни в церкви, а в обычной квартире, дома никого не было! Масло долго не высыхало, а когда подсохло, остались коричневые пятнышки… Выходит, что после причисления к лику Святых, все изображения семьи последнего русского императора Николая Второго получили чудодейственную силу! Этот факт меня поразил.

— Владыка, вместе с целителями вы ездите по стране и ведете самый настоящий прием пациентов. В чем заключается эта деятельность? Чем исцеляете?

- Молитвами конечно. Есть много старинных молитв, которые были написаны святыми отцами и благочестивыми людьми, они помогают людям в самых разных ситуациях. Некоторые их называют «заговорами». Для экзорцизма использую тексты из требника святителя Петра Могилы, о котором я уже упоминал.

— А как люди реагируют на то, что вместе с целителем приезжает священник? Удивляются?

- Нет, не удивляются, совершенно органично воспринимают, записываются на прием. Я еще ни одного удивленного не видел…

— Ну это же странно! Такой практики раньше не было…

- Да я и сам, признаться, не ожидал!.. Но люди воспринимают мое сотрудничество с целителями как должное. Вероятно в народном сознании священнослужитель, исцеляющий и изгоняющий злых духов, по-прежнему органично вписывается в рамки православной церкви.

oksana_melnik



Используются технологии uCoz